Адрес: 173001,Великий Новгород, ул.Великая, д.8
Версии:
Телефон доверия:
8-800-2000-122
Обратный звонок
Важно
Главная » Новости » Общаемся с ребенком: как научиться слушать и слышать

Общаемся с ребенком: как научиться слушать и слышать

16 октября 2015

Ах, как же тяжело удержаться от резкой фразы в ответ на детское «Ненавижу школу, математичку, шапку, пылесосить!» (нужное, как водится,  подчеркнуть).  Увидеть за бунтующим и протестующим ребенком не отъявленного эгоиста или лентяя, не желающего учиться, а человека напуганного, неуверенного, нуждающегося в поддержке. И еще тяжелее вовремя оказать эту поддержку.

Психологи утверждают – метод  активного слушания помогает помочь ребенку справиться с эмоциями и раскрыться перед родителями. Это техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Суть метода активного слушания в общении с ребенком

Этот метод часто называют эмпатическим слушанием, то есть сопереживающим. Суть его в том, чтобы не только слушать, но и слышать, и всеми своими действиями помогать собеседнику раскрыться. Важный момент – во время разговора родителю необходимо воздерживаться от выражения собственных мыслей, попыток навязать свою точку зрения, дать оценку ситуации. Этот метод показан в ситуации, когда ребенок «на взводе» - расстроен, рассержен, раздражен или обижен, в общем, именно тогда, когда родителям самое время оказать дитя помощь и поддержку.

Несколько простых правил активного слушания

Весь во внимании. Повернуться к ребенку, по необходимости присесть так, чтобы глаза взрослого оказались на уровне глаз ребенка. Не задавать вопросы, даже если ребенок явно расстроен. На несколько минут отложить все посторонние дела. По ходу рассказа проявлять внимание кивками головы, междометиями, повторением слов ребенка.

Держать паузу. Очень важно в беседе «держать паузу». Пауза дает возможность ребенку подумать, а родителю – отстраниться от своих мыслей, чувств, оценок и проблем.

Станьте зеркалом чувств ребенка.  Дети, а часто и сами взрослые, не всегда осознают свои эмоции. Не реагируйте на слова, постарайтесь понять, какие чувства за ними спрятаны.

Пример.

Сын: Ненавижу математику! Не пойду завтра в школу!

Отец: Как ты можешь так говорить! Будешь неучем, в дворники пойдешь?

Сын: Ненавижу математику! Не пойду завтра в школу!

Отец: Ты не хочешь идти  в школу.

Сын: Не хочу!

Отец: Тебя что-то расстраивает.

Сын: Да. Я не понимаю, как решать эти задачи!

 

Таким образом родитель может раскрутить клубок эмоций ребенка, понять проблему и уже потом предложить помощь в ее решении.

Что мешает активному слушанию и чего следует избегать в беседе с ребенком:

• Приказы, команды;

• предупреждения, предостережения, угрозы;

• морализация, нравоучения, проповеди;

• готовые советы и решения;

• доказательства, приведение логических доводов, чтение нотаций, «лекций»;

• критика, выговоры, обвинения;

• обзывание, оскорбление, высмеивание;

• использование догадок, интерпретации;

• выспрашивание, расследование;

• сочувствие на словах, уговоры, увещевания,

• отшучивание, уход от разговора.

В результате, анализируя метод, мы получаем простую схему для общения:

Внимание, выраженное в позе – поддержка ребенка кивками, междометиями – пауза – обозначение чувства ребенка  – выражение своего восприятия - итоги..

«Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать» , в то время как несколько минут слушания могли бы по настоящему успокоить ребенка перед сном.», - рассуждает в своей книге "Общаться с ребенком. Как?" известный психолог Юлия Гиппенрейтер.

Стоит помнить, что любой изученный метод, теория, методика, оживет только тогда, когда вы использовать его ежедневно. Сначала вам придется одергивать себя, поправлять, чтобы не вернуться к прежним, привычным реакциям («какой ужас! Ты разбил вазу, да еще и поранился!» и т.п.) Но однажды вы почувствуете, что метод активного слушания стал частью вашей манеры поведения. И тогда начнутся самые настоящие чудесные превращения: отношения с детьми перейдут на новый качественный уровень - уровень понимания понимания друг друга.

Интерактивная Карта учреждений области

Межведомственный портал «Вместе для детей»

Областное автономное учреждение "Новгородский областной центр развития социального обслуживания населения"

Адрес:  173003, Великий Новгород, Великая ул., д.8
Факс: 8 (8162) 77-22-04, 77-24-28
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Заказать звонок

Отправить