Адрес: 173001,Великий Новгород, ул.Великая, д.8
Версии:
Телефон доверия:
8-800-2000-122
Обратный звонок
Важно
Главная » Документы » Информационные материалы по формам восстановительных технологий (круг заботы, круг сообщества)

Информационные материалы по формам восстановительных технологий (круг заботы, круг сообщества)


109.5 Кб
скачать

Приложения

 

 

Департамент труда и социальной защиты населения
Новгородской области


Областное автономное учреждение «Новгородский методический центр развития социального обслуживания населения и предоставления социальных выплат»

Информационные материалы
по формам восстановительных технологий
(круг заботы, круг сообщества)

Великий Новгород.

2014 г.

Оглавление

Введение
Алгоритм проведения программ «Круг заботы»
Алгоритм проведения программ «Круг сообщества»
Приложение 1
Раздаточные материалы при проведении тренинга.

 

Формы программ восстановительного правосудия
(круг заботы, круг сообщества)

Введение.
В настоящее время в России довольно остро стоит проблема молодежной преступности. Государство и общество предпринимают различные действия, направленные на снижение количества правонарушений среди молодежи. Созданы организации и учреждения, задача которых – профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи, а также меры по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Другой серьезной проблемой является отклоняющееся поведение родителей, не в полной мере осуществляющих воспитание своих детей. Дети в таких семьях растут в условиях недостаточной родительской поддержки, испытывают лишения, подвергаются насилию.
Профилактикой правонарушений и ресоциализацией подростков и их родителей занимаются специалисты многих учреждений – социальные педагоги и психологи в школах, социальные работники учреждений соцзащиты и т.д. Все они понимают, что в случаях отклоняющегося и противоправного поведения, наилучшим результатом было бы не доведение дела до судебного преследования или постановки на учет в КДН. Они проводят с подростками и родителями беседы, тестируют их, помогают в решении материальных и социальных проблем семьи, успеваемости и посещаемости уроков и т.д.
В ряде случаев эта работа приводит к положительным результатам. Подростки и их семьи откликаются на помощь, постепенно меняют свою жизнь, отказываются от противоправного поведения. Но, к сожалению, так происходит далеко не во всех случаях. Реакция правонарушителей на оказываемую помощь зачастую не соответствует ожиданиям специалистов и управленцев, они не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно.
Специалисты бывают обескуражены подобной реакцией. Ведь они старались по-доброму относиться к правонарушителям, заслуживающим серьезного наказания. Они хотели помочь, но их помощь оказалась отвергнутой.
Возникает вопрос – почему так происходит? На наш взгляд, здесь важно найти ответ на вопрос – почему подростки и их родители относятся враждебно к специалистам, не доверяют их советам, не выполняют их рекомендации?
Причиной подобных ситуаций, на наш взгляд, является то, что между специалистом и подростком не складываются доверительные отношения. Подростки и их родители чувствуют, что специалисты имеют по отношению к ним осуждающую и поучающую позицию, испытывают в связи с этим различные негативные чувства и вследствие этого сопротивляются взаимодействию, отказываются от сотрудничества со специалистами.
Это, в свою очередь, приводит к тому, что специалисты укрепляют свое негативное отношение к подобным подросткам и их родителям. Они относят их к разряду неисправимых, безнадежно больных и морально искалеченных, считая, что они сознательно сделали выбор в пользу асоциального образа жизни, никогда от него не откажутся, и с этим ничего нельзя сделать методами реабилитации – нужны карательные меры, на которые возлагаются надежды.
Чувство морального негодования, которое испытывают специалисты, поддерживается также обществом в целом. Здесь проявляется глубоко укоренившиеся в нашей культуре представления о человеческой природе, имеющее основание в религии, о том, что человек в основе своей греховен, что в глубинах души он иррационален, разрушителен по отношению к себе и другим. Поэтому человека следует держать под контролем, а когда он нарушает нормы, применять по отношению к нему клеймение и всевозможные санкции. Считается, что страх клеймения и наказания является основным способом удержания людей от нарушения моральных принципов и законов.
Реабилитационная работа, которая, как правило, предшествует санкциям, носит также карательный характер. На первый взгляд представляется, что когда к подростку применяются методы реабилитации, еще отсутствуют санкции и от него не ожидают враждебности, которая была бы вполне объяснимой, если бы применялись санкции. Но, как мы уже отмечали выше, отношение к ним, как к людям, у которых что-то не так, которые должны исправляться и на которых наложено клеймо, на самом деле ощущается и воспринимается как санкция, которая вызывает отчуждение, недоверие, враждебность и отказ от сотрудничества.
Таким образом, можно сказать, что существующие методы работы с подростками-правонарушителями исходят из позиции нарушения и отклонения. Они ориентированы, прежде всего, на исправление в человеке того, что не устраивает общество.
Восстановительный подход опирается на другую точку зрения о природе человека, согласно которой антисоциальные чувства вовсе не самые глубинные и не самые сильные. Враждебные чувства и поведение проистекают из-за неудовлетворения базисных потребностей в любви, защищенности, принадлежности. Стремление и способность к конструктивности потенциально присущи каждому человеку.
Опыт применения восстановительного подхода показывает, что при таком способе действий, при котором вместо отклонений исходной точкой служат возможности развития, потребности и способности, т.е. позитивные ресурсы человека, складываются совсем другие взаимоотношения между специалистами и их подопечными. Как правило, это отношения взаимного доверия и интереса, а также сотрудничества.
Специалист, применяющий восстановительный подход, беседуя со своим подопечным, задает вопросы, проявляя уважение к его мнению, ничего не оспаривая, не подвергая сомнению ни одно высказывание. Главное, что он демонстрирует собеседнику – интерес к его мнениям, состояниям, ценностям, а также их принятие, несмотря на, может быть, очевидную их ошибочность и деструктивность. Отсутствие директивности и уважение способствуют тому, что актуализируется собственная потенциальная конструктивность собеседника. Он становится способным самостоятельно понять, в чем заключается его деструктивность, в чем его вклад в создавшуюся конфликтную или проблемную ситуацию. При этом, благодаря отсутствию критики и осуждения со стороны специалиста, он «сохраняет лицо», не чувствует угрозы для самоуважения.
Отсутствие директивности и оценок со стороны специалиста, способствует также тому, что человек начинает осознавать ту ответственность, которую он может и хочет взять на себя для того, чтобы исправить то, что он до сих пор делал. При этом он начинает проявлять разумность, самостоятельность, справедливость.
Подобное взаимодействие с подростком и членами их семей может и должно приводить к следующим результатам:
- осознание подростком (родителем) своих чувств, потребностей, убеждений, мотивов поведення;
- осознание собственного вклада в создавшуюся кризисную ситуацию (не другие виноваты, а я сам ….. );
- активизация внутренних позитивных ресурсов подростка (родителя), повышение самооценки;
- повышение способности адаптации к меняющимся условиям жизни, а также к тяжелым кризисным ситуациям;
- развитие способности по- другому посмотреть на конфликт, придумать выход из трудной ситуации;
- развитие собственной мотивации на самостоятельное успешное функционирование в обществе;
- развитие способности построения эмоционально благополучных отношений с близкими;
- развитие умения позитивного отношения к неизбежным между людьми столкновениям интересов и потребностей;
- развитие умения использовать конфликты для лучшего понимания себя и других, а также для решения проблем.
Получение таких результатов возможно при достаточной квалификации специалистов, применяющих восстановительный подход. Критериями достаточной квалификации являются:
• Приверженность и следование философии восстановительного подхода.
• Уверенное владение технологией проведения Круга заботы (последовательность этапов работы, задач, решаемых на каждом этапе, путей решения этих задач)
• Умение (владение необходимыми техниками) строить доверительные отношения с участниками конфликта, а также с теми, кто приглашен на Круг заботы.
• Способность отслеживать качество работы по ходу Круга заботы.
• Способность к самоорганизации, развитая рефлексия (осознавать собственные эмоциональные реакции в ходе проведения программ примирения, отслеживать и сохранять профессиональную позицию).

Анализ работы специалистов, использующих восстановительный подход, позволил сформулировать следующие результаты:
1. Позитивные изменения в поведении подростков, совершавших правонарушения.
2. Позитивное разрешение конфликтных ситуаций, удовлетворение потребностей жертв, возмещение ущерба.
3. Позитивные изменения в поведении родителей подростков-правонарушителей, рост чувства ответственности за воспитание детей, выражающееся в том, что родители начинают конструктивно сотрудничать с педагогами и социальными работниками.
4. Нормализация отношений в семьях подростков-правонарушителей, снижение конфликтности.
5. Разрешение конфликтных ситуаций в школе,.
6. Решение или начало процесса решения школьных проблем, прекращаются пропуски занятий, улучшается успеваемость.
7. Преодоление безнадзорности, добровольное возвращение подростков в семью.
Круг, как форма организации коммуникации заинтересованных лиц, может применяться в различных модификациях:
• Круг заботы
• Круг решения проблем
• Круг сообщества

 

 


Алгоритм проведения программы «Круг заботы»

Отбор случаев на круг заботы
(проводит социальный работник)
В числе семей, находящихся в ситуации кризиса, дети в которых подвергаются риску социального сиротства, есть такие, где родители не считают, что ребенок уходит из дома или они сами отказываются от него по причине отсутствия взаимопонимания и конфликтных отношений. Они, как правило, уверены в том, что уходы и отказы связаны с недостатками в характере ребенка, невозможностью заставить его подчиняться и т.д. Если в ходе подготовки такой семьи к восстановительным процедурам не удается переориентировать родителей и создать мотивацию на примирение, представляется возможным временно встать на точку зрения родителей и предложить им помощь, поскольку это соответствует их потребностям. Как правило, в таких случаях, родители, не признавая необходимости примирения и налаживания отношений со своим ребенком, фактически отказывают ему в осуществлении заботы и поддержки. В этой ситуации необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей подростка. Социальный работник в ходе обследования семьи одновременно исследует социальное окружение этой семьи, определяет возможных участников Круга заботы - родственники, социальный педагог, психолог, учителя, класс, где учится подросток, коллеги с места работы родителей и т.д. Во время встреч с ними определяет, насколько каждый из них заинтересован в осуществлении не только заботы о ребенке, но и социализирующих воздействий на него.
После того, как социальный работник достигнет взаимопонимания и согласия с членами семьи в оценке ситуации, а также в характере предпринимаемых мер, он информирует их о предстоящей встрече с участниками Круга заботы. Далее выясняет, в какой форме, в каком количестве, в течение какого времени они хотели бы взаимодействовать с тем кругом лиц, который они вместе с членами семьи определили в состав Круга заботы.
Деятельность ведущего Круга заботы.
Ведущий после ознакомления с ситуацией и результатами подготовительной работы проводит предварительные встречи с подростком, с его родителями, в ходе которых они получают информацию о предстоящем мероприятии, о его целях и предполагаемых результатах. Беседа с каждой из сторон должна быть построена таким образом, чтобы были установлены доверительные отношения, взаимопонимание в отношении оценок сложившейся в семье ситуации, необходимых мер к ее исправлению. Результатом этих встреч должно быть получение согласия ребенка и его родителей на участие в Круге заботы, а также на то, что в течение определенного времени некоторый круг внешних для семьи лиц будет осуществлять не только заботу и поддержку в отношении членов семьи, но и воздействия социализирующего характера. По окончании этого периода времени родители снова возьмут на себя всю полноту ответственности за ребенка. Если по всем этим моментам достигнуто согласие, Круг заботы можно считать подготовленным с точки зрения создания мотивации членов семьи на изменение.
Для проведения Круга заботы должно быть подготовлено помещение, в котором можно рассадить всех участников по кругу, чтобы во время общего разговора все могли видеть всех, что способствует открытому общению и достижению взаимопонимания.
Ход встречи.
1. Приветствие ведущего, представление целей начавшейся встречи.
2. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и сообщает в качестве кого он здесь присутствует.
3. Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания круга сохранять конфиденциальность и т.д. Группа обсуждает эти и другие правила и принимает их.
4. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы: в чем состоит ситуация, почему эта ситуация требует вмешательства, почему она требует именно моего участия, каким образом должна измениться ситуация, чтобы ребенок мог остаться в семье, а родители выполняли свои обязанности по воспитанию.
5. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы, предлагает подростку и его родителям высказать свое отношение к мнению участников, при необходимости проводится дополнительное обсуждение для того, чтобы мнения участников круга и членов семьи совпадали по таким важнейшим позициям, как оценка ситуации, причины затруднений, необходимые изменения.
6. Каждый участник предлагает, что он мог бы делать, в течение какого времени и с какой периодичностью, с целью обеспечения заботы и поддержки, как по отношению к ребенку, так и по отношению к родителям, о том, с кем из участников круга ему придется взаимодействовать и как это взаимодействие организовать, чтобы ребенок получал не только заботу, но и воздействия социализирующего характера.
7. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы и проверяет насколько они совпадают с мнением членов семьи с целью достижения согласия между участниками круга и членами семьи.
8. Группа обсуждает вместе с подростком и его родителями и принимает решение о продолжительности временного периода, когда семья будет жить в новом для себя режиме, и с какого времени родители смогут выполнять свои функции без помощи участников круга.
9. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече, участники делают это по желанию.

 

Алгоритм проведения Круга сообщества.

Отбор случаев.
Довольно часто конфликтная или криминальная ситуация затрагивает большое количество участников. В восстановительном правосудии примирительные встречи в этом случае получили название Круг сообщества. Участниками являются группы или человек и группа. Достаточно стандартным поводом для проведения Круга сообщества являются драки, унижения или издевательства. Они могут проводиться также в случае угрозы исключения ученика из учебного заведения в связи с систематическим срывом занятий или наличием у него прогулов. Восстановительное правосудие в состоянии предложить лучший выход при практическом решении сложных дисциплинарных проблем, чем исключение из школы или отстранение от занятий «трудных» подростков. Здесь появляется возможность выявить проблемы ученика (часто семейные и, в некоторых ситуациях, настолько сложные и запущенные, что существует риск социального сиротства) и наметить пути их решения силами сверстников, специалистов, родителей.
Круги сообществ помогают также при разрешении затяжных конфликтов между классами, между учеником и классом, классом и учителем (учителями).
Важную роль Круги сообществ могут сыграть для преодоления ситуации отвержения (остракизма) ребёнка в классе. В определённых случаях предметом насмешек являются те или иные физические недостатки. В других – сам отверженный провоцирует своим поведением негативную реакцию других детей. Неумение ребёнка строить отношения со сверстниками, психологическая травма, которая начинает проявляться в его поведении, те или иные невротические наклонности вызывают отторжение со стороны части класса. Обычно дети достаточно жестоко реагируют на нарушение сложившихся групповых норм, и нередко начинается травля этого ребёнка. Учителя в подобных случаях пытаются выяснить зачинщиков и начинают их «прорабатывать», что мало помогает: те сами нуждаются в коррекции поведения. Ведущий Круга, напротив, апеллирует к здоровому ядру класса, которое в силу специфики детского возраста может просто не замечать проблем отвергаемого ученика, а иногда невольно провоцировать конфликтные ситуации.
Участие в Кругах сообщества позволяет участникам обратить внимание на собственное поведение и наметить пути изменения. Они получают возможность высказать друг другу свои претензии и «выговориться», обсудить факторы, вызывающие враждебность, и сделать шаг к взаимопониманию. Одновременно фактически идёт обучение восстановительному способу разрешения конфликта, а также решения проблем.
Для проведения Круга сообщества должно быть подготовлено помещение, в котором можно рассадить всех участников по кругу, чтобы во время общего разговора все могли видеть всех, что способствует открытому общению и достижению взаимопонимания.

Подготовка и проведение Круга сообщества.
1. Подготовительный этап.
• Сбор информации о развитии конфликтной (проблемной) ситуации, об участниках, о мерах, предпринимавшихся по разрешению конфликта (проблемы);
• Определение списка участников;
• Предварительные встречи с каждым участником конфликта (проблемы) с целью подготовки к общей встрече
2. Проведение Круга сообщества.
3. Консилиум специалистов по результатам проведенной работы.

Ход предварительной встречи (отдельно с каждым из участников).
1. Приветствие, знакомство, представление целей Круга сообщества.
2. Ведущий предлагает каждому из участников принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания встречи сохранять конфиденциальность и т.д.
3. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы: в чем состоит ситуация, как развивался конфликт (проблема), каков вклад каждой стороны в возникновение и развитие ситуации, каковы последствия для их жизни, какие чувства вызывает эта ситуация. В ходе этой беседы ведущий помогает участникам прояснять их чувства, скрытые потребности, истинные стремления, применяя приемы активного слушания: отражение чувств, перефразирование, резюмирование.
4. Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта (решения проблемы), о том, что может сделать каждая сторона для этого, а также о том, как будет проходить обмен мнениями и предложениями во время Круга между сторонами. Ведущий делает акцент на том, что на общей встрече представители каждой стороны не только будут иметь возможность высказать свое мнение, но и должны это сделать.
5. Ведущий информирует о своей нейтральной позиции в отношении правоты или неправоты сторон конфликта, а также о своей главной миссии – помощь в возникновении и осуществлении подлинного диалога между участниками.
6. Ведущий обучает участников приемам «Я-высказывания», умению говорить безоценочно и другим коммуникативным навыкам.

Ход Круга сообщества.
10. Приветствие ведущего, представление целей начавшейся встречи.
11. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и цель своего участия во встрече.
12. Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания круга сохранять конфиденциальность и т.д. Группа обсуждает эти и другие правила и принимает их.
13. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы: в чем состоит ситуация, как развивался конфликт, каков вклад каждой стороны в возникновение и развитие конфликта, каковы последствия для их жизни, какие чувства вызывает эта ситуация.
14. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы.
15. Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта, о том, что может сделать каждая сторона для этого.
16. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы и проверяет, насколько они совпадают с мнением членов круга.
17. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече, участники делают это по желанию.
18. Ведущий благодарит всех за участие и завершает встречу.

Задачи ведущего во время Круга сообщества:
 организация коммуникации;
 оказание поддержки участникам в ситуациях, когда они испытывают негативные чувства (плачут, молчат в ответ на вопросы, слышат в свой адрес критику и т.д.);
 выдерживание темы разговора, если он уходит в области, не относящиеся к целям, поставленным перед участниками;
 недопущение критики, обвинений, клеймения участников в адрес друга друга;
 постоянное ориентирование участников на то, чтобы, говоря, они обращались не к ведущему (что гораздо легче в подобной ситуации), а к тому человеку, для кого предназначено высказывание, т.е. не «он(а)сказал(а)…», а «ты сказал(а)…»;
 поддержка ведущим инициатив, направленных на личностный рост конфликтующих сторон. Например, если дети начинают вырабатывать цивилизованные правила поведения в группе, следует поддержать эту инициативу и дать возможность высказаться всем участникам. Одновременно важно выяснить факторы, мешающие диалогическим формам взаимодействия учеников и учителей.

Важно:
Ведущему необходимо уметь работать уже не только с отдельными подростками, но и с подростковыми (детскими) компаниями (сообществами). В противном случае есть опасность, что Круг воспроизведёт обычный режим групповых взаимодействий, где фактически лишь получат подтверждения «властные полномочия» лидеров. Исключительно важна роль того, кто в дальнейшем поддержит всё положительное, что может укрепить нормальные отношения между участниками Круга (в этой роли могут выступать социальные работники, учителя, школьные психологи). Освоение и использование Круги сообществ отвечает наболевшим вопросам школьной жизни, таким, как:
1) обеспечение новыми способами работы классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов и тем самым повышение неформального статуса работников, осуществляющих воспитательную работу в школе, а также повышение степени управляемости поведением подростков.
2) Совершенствование взаимодействия родителей и педагогов в воспитательной работе и тем самым повышения доверия к школе со стороны населения.

Консилиум специалистов по результатам проведенной работы.
Цель консилиума: обмен мнениями по следующим вопросам:
1. как велась подготовка и планирование работы;
2. все ли пункты плана были достаточно проработаны;
3. насколько эффективно были проведены предварительные встречи с каждой из противоборствующих сторон;
4. достиг ли Круг сообщества поставленных целей;
5. как возникали и как преодолевались затруднения в ходе работы, что мешало и что помогало достижению поставленных целей;
6. каков прогноз развития ситуации.

Приложение  1

Раздаточные материалы к проведению тренинга     

Этапы

Формы проведения и темы

Этап 1: определение пригодности и темы и формата проведения Круга.

Обсуждение хранителя и волонтеров.

Этап 2: подготовка участников к встрече в Круге.

Встречи с возможными участниками  Круга.

Круг группы поддержки.

Этап 3: подготовка к общей встрече в Круге.

Совещание хранителей и волонтеров.

Этап 4. встреча всех участников в Круге.

Круг взаимопонимания.

Круг по заглаживанию вреда.

Круг примирения.

Этап 5: поддержка выполнения соглашения.

Круг обсуждения результатов.

Круг группы поддержки.

Встреча всех участников в Круге

Фаза

Действия

1. Создание основ для диалога.

 - приветствие, объяснение цели Круга

  - раунд знакомства

 -  достижение договоренности по правилам Круга (хранитель, волонтеры и/или участники)

 - раунд личных историй

 - благодарность присутствующим за рассказы

 

2. Обсуждение ситуации, проблем, интересов  и намерений. 

 - рассказы о переживаниях, чувствах, проблемах

 - определение вопросов, которые волнуют участников,

   проблем, интересов, намерений, надежд

 - поддержка позитивных высказываний и предложений

   (хранитель и волонтеры)

 - подведение итогов

3. Рассмотрение возможных вариантов решения ситуации и проблем, выявленных в ходе встречи.

-  обсуждение возможных решений (раунды)

 - создание условий для достижения консенсуса по плану действий (хранитель и волонтеры)

4. Достижение соглашения.

В Круге определяются:

- пункты соглашения или общей точки зрения (раунды), в

  том числе механизм реализации решений, следующие

  шаги

5. Закрытие

 - подведение итогов: соглашение/ следующие шаги (хранители)

 - завершающий обмен мыслями о встрече в Круге (раунд)

Круги заключаются не в представлении или указывании на правильное или неправильное, или в постановке отличного спектакля. Их роль не в том, чтобы выдать «нужный ответ» и уж точно не заставить других принять нашу точку зрения. Их цель даже не заставить человека измениться. Все вышесказанное – это методы манипулирования ситуацией, чтобы задействовать контроль для ее изменения. Напротив, Круги стремятся дойти до сути нашего существования, исследуя наши сердца, душу и наше представление о правде, и вновь открыть наши жизненные ценности, которые помогают нам понять, какими мы хотим быть.
Основные правила встречи в Круге:
- уважать символа слова;
- говорить от всего сердца;
- говорить с уважением;
- слушать с уважением;
- оставаться в Круге до его завершения;
- соблюдать конфиденциальность.
Когда хранители обсуждают правила во время подготовки и начала работы Круга, им необходимо объяснить участникам свои функции хранителей и попросить Круг принять правила, определяющие их роль. При исполнении обязанностей хранителя необходима поддержка Круга. Данные обязанности включают принятие следующих решений:
- когда и как прервать человека;
- когда открыть Круг и когда закрыть его;
- когда объявить перерыв;
- как использовать символ слова;
- как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.
Церемонии в Круге
Церемонии открытия помогают нам перейти от суеты обычной жизни, с работой, заботой о детях, беспокойством о различных вещах или чувством одиночества, к наполненной размышлениями атмосфере Круга. Это позволяет нам также передать контроль от разума к сердцу. Благодаря ритуалу открытия Круга, мы начинаем устанавливать связь с другими и культивировать чувство общности. Хорошая церемония открытия должна быть нацелена на то, чтобы:
- создать чувство общины;
- развить уважение к древнему пространству Круга и к участникам;
- подготовить людей к честному, уважительному и конструктивному освобождению от негативных эмоций;
- определить безопасное пространство для откровенного разговора и роста взаимопонимания;
- побудить участников действовать на основе личных ценностей;
- укрепить общие ценности;
- уважать личные и коллективные возможности ответить на призыв Круга;
- подготовить участников к совместной работе как членов общины;
- донести понимание того, что проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, лучше решать сообща.
Церемонии закрытия также помогают людям перенастроиться. Хорошая церемония закрытия позволяет обдумать то хорошее, к чему пришел Круг, отдавая дань мудрости, смелости и талантам всех участников. Церемонии закрытия вновь напоминают о созданных связях и выражают надежду на длительный успех процесса Круга. Они помогают участникам вернуться от уникальной атмосферы Кругов к обычному течению жизни.
Ритуалы, используемые в этой церемонии, могут быть простыми или тщательно продуманными, краткими или долгими. Они должны способствовать:
- взаимоуважению всех участников;
- сохранению атмосферы единения;
- осознанию личных ценностей и необходимости жить в соответствии с ними;
- открытию у участников их лучших сторон;
- обеспечению безопасности в Круге.
Использование символа слова
Символ слова создает позитивную атмосферу для слушания, если участники следуют следующим правилам:
- Символ слова передается только в одну сторону. Символ слова передают в одном направлении по кругу. В общинах большинства коренных народов его передают по часовой стрелке, следуя движению солнца. Нельзя бессистемно передавать символ слова туда - сюда, необходима преемственность в его передаче по кругу, что дает шанс высказаться всем участникам. Таким образом, создается привычка слушать до выступления и после него.
- Люди высказываются только с символом слова в руках. Участники могут говорить только тогда, когда у них в руках находится символ слова, за исключением случаев, когда хранитель решит иначе (см. ниже). Соблюдая это правило, участники учатся терпеливо ждать своей очереди высказаться, осваивая навыки слушания. Символ слова не обязывает говорить. Его можно передать дальше, не высказываясь, или придержать, чтобы участники Круга имели возможность помолчать и подумать. Владение символом слова может создать сильные эмоции.
Как только символ слова обошел Круг и вернулся к хранителю, хранитель может:
- подвести итог сказанному в Круге и поднять другие вопросы до того, как он передаст символ слова дальше;
- оставить символ слова у себя и попросить некоторых участников объяснить какие-то моменты или ответить на определенные вопросы;
- передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга. Поскольку человек, сидящий слева от хранителя, может неуютно себя чувствовать, ведь ему все время придется начинать новый раунд, хранитель может передать символ слова другому. Нет необходимости в том, чтобы раунды начинал один и тот же человек, но символ слова должен всегда передаваться в одном и том же направлении;
- оставить символ слова у себя и предложить любому из Круга высказаться;
- поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который хочет высказаться, или открыть свободную дискуссию, даже без использования символа слова. В свободном диалоге участники все же должны соблюдать правила Круга, говоря искренне, с уважением и предоставляя время для высказывания другим. Если несколько человек начинают доминировать или разговор начинает приобретать негативный оттенок, то введение символа слова в диалог восстанавливает равновесие.

 

 

Материал по тренингу подготовил
Рустем Максудов, руководитель
программ восстановительного правосудия
Центра"Судебно-правовая реформа",
доцент кафедры публичной политики
Высшей школы экономики.


Обложка

Интерактивная Карта учреждений области

Межведомственный портал «Вместе для детей»

Областное автономное учреждение "Новгородский областной центр развития социального обслуживания населения"

Адрес:  173003, Великий Новгород, Великая ул., д.8
Факс: 8 (8162) 77-22-04, 77-24-28
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Заказать звонок

Отправить