Адрес: 173001,Великий Новгород, ул.Великая, д.8
Версии:
Телефон доверия:
8-800-2000-122
Обратный звонок
Важно
Главная » Документы » ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ «Защитим детей от насилия» Государственной программы Новгородской области

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ «Защитим детей от насилия» Государственной программы Новгородской области


244.5 Кб
скачать

Приложение № 4

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

 «Защитим детей от насилия»

Государственной программы Новгородской области

Новгородская область

 

Основание для разработки  Подпрограммы

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ 15 октября 2012 г. № 1916-р;

Распоряжение Администрации Новгородской области от 01 октября 2012 г. № 329-рз «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Новгородской области на 2012 — 2017 годы».

Нормативный правовой акт, которым утверждена программа

(для утвержденных программ), или госпрограмма, в рамках которой разработана и представляется на конкурс программ (Подпрограмма)

 

Проект Подпрограммы «Защитим детей от насилия» государственной программы «Социальная поддержка граждан Новгородской области на 2014 — 2018 годы»

Орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы (Подпрограммы)

департамент социальной защиты населения Новгородской области (далее — департамент соцзащиты)

Основные разработчики

и исполнители

программы

департамент соцзащиты;

департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области (далее - департамент образования),

департамент здравоохранения Новгородской области (далее - департамент здравоохранения);

управление Правительства Новгородской области по взаимодействию с административными органами (далее – управление);

Управление Министерства внутренних дел по Новгородской области (далее — УМВД);

ОАУ «Новгородский методический центр развития социального обслуживания и предоставления социальных выплат» (далее — ОАУ «Методический центр»);

ОБУСО «Новгородский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Подросток» (далее — социально-реабилитационный центр «Подросток»);

ОБУСО «Кризисный центр помощи женщинам» (далее — Кризисный центр);

ОБУСО «Новгородский центр социальной помощи семье и детям» (далее — Новгородский центр социальной помощи семье и детям);

ОБУСО «Боровичский центр помощи семье и детям» (далее — Боровичский центр социальной помощи семье и детям);

ОАУСО «Валдайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее — Валдайский социально-реабилитационный центр);

ОБУСО «Мошенской центр помощи семье и детям» (далее — Мошенской центр социальной помощи семье и детям);

ОАУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево» (далее —реабилитационный центр  «Юрьево»);

ГОБУЗ «Новгородский областной психоневрологический диспансер «Катарсис» (далее — ГОБУЗ «Катарсис»);

Новгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (далее — НРОООО «Российский Красный Крест»);

Фонд социальной поддержки населения Новгородской области «Сохрани жизнь» (далее Фонд «Сохрани жизнь»);

учреждения социального обслуживания населения;

организации образования;

учреждения здравоохранения

Срок реализации программы

2014 – 2015 годы

Цель программы

формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;

повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях;

повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;

обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера.

Задачи программы

своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия;

обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам, оперативного сообщения гражданами компетентным органам о случаях жестокого обращения с детьми и насилия, в том числе сексуального характера, для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших детей, семей, в которых произошли такие случаи;

разработка и внедрение эффективных методик, программ, новых технологий по работе с семьями по профилактике насилия в отношении детей, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения;

повышение уровня профессиональной компетентности специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и членов их семей;

разработка и внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе безработных родителей, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых;

организация правого просвещения и распространение информации для граждан о правах ребенка, формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предотвращения преступных посягательств с привлечением волонтеров, общественных движений и бизнес-структур .

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе

(количественные и качественные характеристики)

       300 социально неблагополучных семей;

  50 семей с детьми, где родители страдают алкогольной зависимостью, в том числе семьи, где оба или единственный родитель являются безработными;

   450 родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей;

     200 детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера;

  100 специалистов, работающих с детьми, в том числе в учреждениях для детей, включая стационарные, различной ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм;

     4000 подростков, вовлеченных в деятельность по Подпрограмме, из них 50 волонтеров.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

Реализация намеченных мероприятий будет способствовать:

- более полному и своевременному выявлению случаев жестокого обращения с детьми;

- сокращению случаев жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в школе, интернатных учреждениях и иных учреждениях для детей;

- успешной социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, включая социальную интеграцию, физическую и психологическую реабилитацию несовершеннолетних лиц – жертв преступлений сексуального характера, а также их близких родственников.

 Реализация Подпрограммы предполагает к 2016 году:

- снижение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, с 349 до 330;

- снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми,  с 39 до 30;

- снижение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера, с 337 до 320; 

- внедрение в 3 учреждениях социального обслуживания комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью;

- формирование правовой грамотности у 8000 детей, подростков, родителей – участников мероприятий, направленных на профилактику насилия и жестокого обращения с детьми;

 - увеличение удельного веса семей, получивших социальные услуги в органах и учреждениях социального обслуживания, в общей численности семей с детьми с 26% до 27%;

- увеличение доли специалистов, работающих с семьями и детьми и прошедших обучение, от общей численности специалистов с 22% до  25%.

Объем и источники финансирования программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования)

Источник финансирования   

всего

(тыс. руб.)

в том числе по годам:

2014 год

2015 год

Областной  бюджет

63400

31700

31700

бюджет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

19937,94

9968,97

9968,97

Внебюджетные источники

4000

2000

2000

ИТОГО

87337,94

43668,97

43668,97

 

I. Описание проблемы жестокого обращения с детьми, включающего  физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежения потребностями ребенка и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

 

На начало 2013 года на территории Новгородской области проживало 107,8 тысячи детей, в том числе 4,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большая часть из которых являются социальными сиротами вследствие ограничения и лишения родительских прав. Как правило, большинство этих детей регулярно подвергается или подвергалось жестокому обращению в самых разных формах.

В связи с этим приоритетным направлением региональной социальной политики стало формирование полноценной системы защиты детства и построение эффективной системы профилактики социального сиротства.

Основным этапом формирования системы профилактики социального сиротства стала долгосрочная областная целевая программа «Семья и дети» на 2011 — 2013 годы, реализуемая при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На территории Новгородской области в настоящее время действуют 15 социальных приютов для детей и подростков, 12 центров социальной помощи семье и детям, 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 6 отделений по работе с семьей в комплексных центрах социального обслуживания населения, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних и 1 кризисный центр помощи женщинам.

Несмотря на проводимые на территории Новгородской области мероприятия по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми, в 2012 году не снизилось количество детей, родители которых лишены родительских прав (2011 год — 344 ребенка, 2012 год — 349 детей).

Кроме того, в 2011 — 2012 годах зафиксирован рост количества преступлений в отношении несовершеннолетних. Так, в 2010 году в отношении детей совершено 319 преступлений, в 2011 году - 327, в 2012 году — 337. Основная часть преступлений в отношении детей связана с причинением им вреда здоровью различной степени тяжести (побои), на втором месте — преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних: 2010 год — 49 преступлений, 2011 год — 27 преступлений, 2012 год — 37 преступлений. В связи с этим необходимость эффективного профессионального реагирования на случаи жестокого обращения становится особенно важной.

Наибольшую сложность для специалистов представляют случаи сексуального насилия над ребенком. Специалисты не знают, как реагировать, а если реагируют, то зачастую недостаточно профессионально, что приводит к повторной виктимизации детей. Дети  еще больше замыкаются, их чувство вины, страха и бессилия усиливается. Часто помощь в таких случаях ограничивается изъятием ребенка из семьи, достаточную же помощь по реабилитации  ребенок не получает.

В связи с вышесказанным важно признать, что деятельность социальных учреждений по оказанию  помощи детям, пострадавшим от жесткого обращения, не всегда эффективна. Не все специалисты обладают достаточной квалификацией, знаниями и необходимыми технологиями. Существует необходимость обучения сотрудников специальным технологиям.

Дети становятся жертвами жесткого обращения не только в семьях, но и в детском саду, школе, других учреждениях. Насилие совершают как дети по отношению друг к другу, так и взрослые.

Ситуацию, связанную с жестоким обращением с детьми, характеризуют следующие показатели:

 

№ п/п

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

1.

Численность детей, родители которых
лишены родительских прав, всего (чел.)

360

344

349

2.

Количество детей, над которыми было совершено насилие, из семей, находящихся в социально опасном положении (чел. зарегистрированных в органах  в учреждениях соцзащиты)

1

10

6

3.

Количество детей, в отношении которых совершены преступления (по данным УВД)

319

327

337

4.

Количество детей, в отношении которых совершены преступления сексуального характера (по данным УВД)

49

27

37

5.

Численность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних (чел.)

 

1116

 

973

 

1187

6.

Удельный вес специалистов, работающих с семьями и несовершеннолетними, прошедших обучение и получивших свидетельство или диплом государственного образца в общей численности специалистов  учреждений социального обслуживания  семьи и детей (%)

14

15

22

 

В межведомственной работе по профилактике жестокого обращения с детьми выявляются следующие сдерживающие факторы:

1. Недостаточное и несвоевременное выявление детей, подвергшихся жестокому обращению.

Это проявляется в отсутствии активности граждан к фактам жестокого обращения к детям, недостаточной компетентностью специалистов органов и организаций, работающих с семьей и детьми. В обществе не в полной мере сформировано чувство ответственности за безопасность жизни детей и нетерпимости к любым формам насилия в отношении людей, а тем более к детям. Для этого необходимо не только говорить об этом, но и постоянно слышать и видеть информацию о том, к чему ведет равнодушие людей.

С целью раннего выявления семейного неблагополучия, организации комплексной работы с семьями, проживающими в отдаленных населенных пунктах, в 9 учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2011 году в рамках программы «Семья и дети» создана служба «Скорая семейная помощь». Мобильные бригады специалистов в течение 2012 года выезжали 220 раз для оказания экстренной помощи 632 семьям в решении семейных проблем, оказано более 14000 услуг различной направленности.

С целью более полного охвата населения Новгородской области необходимо расширить деятельность службы «Скорая семейная помощь» в Новгородском, Мошенском, Пестовском и Хвойнинском муниципальных районах.

2. Отсутствие достаточных возможностей для ребенка, подвергшегося насилию, самостоятельно обратиться за помощью.

В Новгородской области работает круглосуточный детский телефон доверия с единым общероссийским номером на базе 3 учреждений Великого Новгорода. Телефоны службы «Горячая линия» действуют только на базе 6 учреждений социального обслуживания семьи и детей Великого Новгорода, Валдайского, Демянского, Маловишерского, Старорусского и Хвойнинского муниципальных районов. Этого для области недостаточно, и необходимо развить деятельность службы «Горячая линия» на базе еще 7 учреждений социального обслуживания населения (Боровичский, Мошенской, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Поддорский, Чудовский районы).

Информация о номерах телефонов доверия размещается во всех учреждениях социальной защиты и образования, но в местах общего пользования необходимо увеличить объем информации и разнообразить ее формы.

На базе 16 учреждений социального обслуживания будут созданы консультационные пункты, где будут вести прием специалисты, обученные в рамках проекта «Внедрение и распространение новых социальных технологий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства в работу специалистов социальных учреждений Новгородской области», финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В консультационных пунктах не менее 500 детей и родителей из семей, находящихся в социально неблагополучном положении, в том числе трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, пострадавших от жестокого обращения, получат экстренную квалифицированную помощь специалистов.

3. Недостаточное информирование граждан о признаках жестокого обращения и формах противодействия жестокости в отношении детей.

В рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми специалистами Кризисного центра помощи женщинам было организовано и проведено 35 акций «Расту счастливым!» по профилактике жестокого обращения для более 4000 учащихся на базах образовательных учреждений города и в детских оздоровительных лагерях в период летних каникул. Распространены визитки и  ручки с номером телефона доверия, плакаты и листовки о деятельности Телефона доверия, опубликованы статьи в Журнале справка «08».

Для повышения уровня информированности целевых групп и создания в обществе нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми необходимо расширить информационную кампанию на территории не только Великого Новгорода, но и в районах Новгородской области путем:

издания и распространения информационных материалов по профилактике  жестокого обращения с детьми (буклеты, листовки, флайеры);

информирования населения (интернет-сайты, публикации в газетах, видеоролики, путевая реклама) о возможностях получения детьми и семьями с детьми социальных услуг, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми и реабилитацию пострадавших;

освещения наиболее значимых событий, проходящих на территории Новгородской области, посвящённых проблемам семьи, в информационных выпусках автономной некоммерческой организации «Новгородское областное телевидение»;

размещения социальной рекламы, направленной на укрепление авторитета семьи, профилактику семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми;

проведения в образовательных организациях, детских оздоровительных лагерях бесед и занятий для детей и родителей по правовому просвещению и профилактике жестокого обращения с детьми.

4. Недостаточная компетенция специалистов, работающих в системе профилактики социального сиротства с фактами жестокого обращения с детьми.

Работники различных ведомств и организаций, работающих с семьями и детьми, нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке с целью формирования единых подходов в диагностике жестокого обращения с детьми и реабилитации детей, пострадавших от насилия, а также в предупреждении жестокого обращения.

Планируемые мероприятия по повышению компетентности специалистов различных ведомств позволят, во-первых, повысить образовательный уровень специалистов, во-вторых, через подготовленных специалистов повысить уровень ответственного родительства и качества реабилитации детей.

Специалистами ресурсной службы, созданной на базе ОАУ «Методический центр», будет:

разработан стандарт услуги «Выявление случаев насилия или жестокого обращения с несовершеннолетними и организация работы с ним»;

проведено 10 информационных семинаров по внедрению новых технологий для 100 специалистов из 25 учреждений социального обслуживания, участвующих в реализации мероприятий Подпрограммы;            

организованы 10 консультаций-супервизий по внедряемым технологиям.

Это позволит сформировать полноценную систему подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми, организовать распространение и внедрение эффективных методик по профилактике жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших от насилия.

Обозначенные в Подпрограмме задачи требуют применения системного подхода на основе межведомственного взаимодействия, внедрения новых услуг для детей, переживших насилие, дополнение функциональных обязанностей специалистов учреждений.

Решение такого комплекса задач возможно только программно-целевым способом.

 

II. Цель, задачи, сроки реализации Подпрограммы

 

Цели Подпрограммы:

формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;

повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях;

повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;

обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера.

Задачи Подпрограммы:

своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия;

обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших детей, семей, в которых произошли такие случаи;

разработка и внедрение эффективных методик, программ, новых технологий по работе с семьями по профилактике насилия в отношении детей;

повышение уровня профессиональной  компетентности специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и членов их семей;

внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающей алкогольной зависимостью, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых, и детей из этих семей;

организация правого просвещения и распространение информации для граждан о правах ребенка, формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предотвращения преступных посягательств с привлечением волонтером, общественных движений и бизнес-структур.

Срок реализации Подпрограммы два года: 2014 — 2015 годы.

 

III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

 

Для достижения обозначенных в Подпрограмме цели и задач планируется осуществить комплекс мероприятий:

1. Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия.

1.1. Проведение обучающих семинаров специалистами учреждений здравоохранения и сотрудниками УМВД по выявлению признаков насилия для 300 специалистов из 50  учреждений социального обслуживания и организаций образования.

Полученные знания по выявлению признаков насилия будут способствовать повышению профессиональной компетенции 300 специалистов учреждений социального обслуживания и организаций образования специалистов и своевременному выявлению случаев насилия или жестокого обращения в отношении ребенка.

1.2. Развитие на базе 4 учреждений социального обслуживания (Великий Новгород, Мошенской, Пестовский Хвойнинский муниципальные районы) службы «Скорая семейная помощь» по раннему выявлению неблагополучия в семьях, ведущего к жестокому обращению с ребенком.

С целью раннего выявления семейного неблагополучия, организации комплексной работы с семьями, проживающими в отдаленных населенных пунктах, в 9 учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2011 году в рамках программы «Семья и дети» создана служба «Скорая семейная помощь». Мобильные бригады специалистов в течение 2012 года выезжали 220 раз для оказания экстренной помощи 632 семьям в решении семейных проблем, оказано  более 14000 услуг различной направленности.

В рамках расширения деятельности службы «Скорая семейная помощь» и с целью более полного охвата населения Новгородской области будет дополнительно приобретено 4 автомобиля для учреждений социального обслуживания Великого Новгорода, Мошенского, Пестовского и Хвойнинского муниципальных районов.

Деятельность службы «Скорая семейная помощь», в состав которой войдут специалисты различных ведомств (врачи, психологи, специалисты по социальной работе, инспекторы ПДН и др. специалисты), направлена на своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях семейного неблагополучия, оказание экстренной психологической и медицинской помощи, профилактику и предотвращение случаев жестокого обращения с детьми.

Не менее 300 детей из 250 социально неблагополучных семей (в том числе семей в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении) получат квалифицированную помощь специалистов различных ведомств и смогут изменить обстановку в семье в лучшую сторону.

1.3. Создание межведомственной рабочей группы. Разработка стандарта услуги «Выявление случаев насилия или жестокого обращения с несовершеннолетними и организация работы с ним».

В 2010 году постановлением областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав № 6 от 08.07.2010 г. был утвержден Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними и оказанию помощи семьям и детям.

Межведомственная рабочая группа: в состав войдут специалисты учреждений соцзщиты, здравоохранения, КДНиЗП, организаций образования, ОАУ «Методический центр», сотрудники УМВД.

2. Обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам, оперативного сообщения гражданами компетентным органам о случаях жестокого обращения с детьми и насилия, в том числе сексуального характера, для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших детей, семей, в которых произошли такие случаи.

2.1. Социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, пострадавших от жестокого обращения, в социальных приютах для детей.

Улучшение физического, психоэмоционального состояния детей, пострадавших от жестокого обращения, прошедших реабилитацию.

2.2. Создание телефонных служб «Горячая линия» на базе учреждений социального обслуживания населения в 7 районах Новгородской области (Боровичский, Мошенской, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Поддорский, Чудовский муниципальные районы).

С сентября 2010 года в Новгородской области в соответствии с соглашением, подписанным Администрацией Новгородской области и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начал работать круглосуточный детский телефон доверия с единым общероссийским номером на базе ОБУСО «Кризисный центр помощи женщинам», ГОБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», ГОБУЗ «Новгородский областной психоневрологический диспансер «Катарсис».

Дети и подростки, нуждающиеся в получении экстренной консультативно-психологической помощи (в том числе по вопросам жестокого обращения и насилия), имеют возможность получить необходимые консультационные услуги круглосуточно, анонимно и бесплатно. С 2010 года на телефон доверия поступило более 20 тыс. звонков, из них около 40% обращений от детей.

Телефоны службы «Горячая линия» действуют на базе 6 учреждений социального обслуживания семьи и детей Великого Новгорода, Валдайского, Демянского, Маловишерского, Старорусского, Хвойнинского муниципальных районов. С целью более полного охвата территории Новгородской области и создания необходимых условий для оперативного сообщения гражданами о случаях жестокого обращения с детьми, в том числе сексуального характера, планируется дополнительно создание телефонной службы «Горячая линия» в 7 учреждениях социального обслуживания Боровичского, Мошенского, Окуловского, Парфинского, Пестовского, Поддорского, Чудовского муниципальных районов.

Данное мероприятие позволит создать дополнительные возможности для оказания экстренной психологической помощи детям, проживающим в указанных районах Новгородской области, пострадавшим от жестокого обращения, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2.3. Создание в 30 учреждениях социального обслуживания и организациях образования услуги «Почта доверия» для обращений детей и взрослых.

В Солецком комплексном центре социального обслуживания населения установлены 2 почтовых «Ящика доверия», куда жители города и района имеют возможность анонимно передавать информацию о случаях жестокого обращения с детьми.

В 30 учреждениях социального обслуживания и организациях образования, находящихся в 18 муниципальных районах, будут установлены ящики «Почта доверия» для приема письменных обращений детей и взрослых, содержащих информацию о фактах совершения в отношении несовершеннолетних противоправных действий, фактах семейного неблагополучия, жесткого обращения с детьми, насилия в отношении несовершеннолетних, об известных фактах совершения преступлений, правонарушениях.

Услуга «Почта доверия» направлена на привлечение граждан к выявлению  фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, содействие социальным учреждениям, организациям образования, КДНиЗП и отделу УМВД, повышение эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и жестоким обращением с несовершеннолетними, предотвращение совершения преступлений и правонарушений.

2.4. Внедрение на базе учреждений социального обслуживания населения и образования (Великий Новгород, Боровичский, Валдайский и Старорусский муниципальные районы) новых технологий по работе с детьми, пострадавшими от сексуального насилия, и детьми из семей, в которых возможно проявление сексуального насилия, социальным окружением детей.

Для организации на базе учреждений социального обслуживания населения и образования работы с детьми, пострадавшими от сексуального насилия, и детьми из семей, в которых возможно проявление сексуального насилия, социальным окружением детей, будет организовано обучение 15 педагогов-психологов из 8 учреждений социального обслуживания населения и образования (Великий Новгород, Боровичский, Валдайский и Старорусский муниципальные районы). Врач-психиатр проведет 3 обучающих семинара по 2 дня и будет оказывать очные индивидуальные консультации обученным специалистам по внедрению новых технологий.

Обученные специалисты на базе своих учреждений будут вести работу по оказанию психологической помощи 50 детям и членам их семей.

2.5. Организация деятельности консультационных пунктов по оказанию психологической помощи детям и родителям, пострадавшим от жестокого обращения, на базе 16 учреждений социального обслуживания (социально-реабилитационный центр «Подросток», Кризисный центр, реабилитационный центр «Виктория», Валдайский социально-реабилитационный центр, Боровичский, Демянский, Маловишерский, Мошенской, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Поддорский, Старорусский, Хвойнинский, Чудовский, Шимский социальные приюты).

В 16 учреждениях социального обслуживания (социально-реабилитационный центр «Подросток», Кризисный центр, реабилитационный центр «Виктория», Валдайский социально-реабилитационный центр, Боровичский, Демянский, Маловишерский, Мошенской, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Поддорский, Старорусский, Хвойнинский, Чудовский, Шимский социальные приюты) создаются консультационные пункты, где будут вести прием специалисты, обученные в рамках проекта «Внедрение и распространение новых социальных технологий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства в работу специалистов социальных учреждений Новгородской области», финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

восстановительным технологиям (техники «отражения», «принятия» и др., программы примирения, эффективные способы реагирования на неадекватное поведение ребенка), направленным на разрешение конфликтных ситуаций в семьях, на нормализацию психологической атмосферы, на снижение интенсивности негативных переживаний (страха, обиды, гнева и т.д.), на обучение родителей установления дисциплины без насилия и т. д.;

диагностике и оказанию психологической помощи семьям и детям, пострадавшим от насилия, с использование оборудования для проведения «песочной терапии», позволяющей выявлять детей, подвергающихся жестокому обращению, а также осуществлять эффективную реабилитацию последствий жесткого обращения;

технологии «недирективная игровая терапия» по работе с детьми с проблемным поведением, которое является следствием жестокого обращения, направленное на освобождение от тяжелых переживаний, повышение уверенности в себе, рост самооценки, способности вовремя различать опасные ситуации, принимать необходимые меры для самозащиты.

Применение «песочной терапии» поможет выявлять случаи жестокого обращения с детьми и работать с чувствами и последствиями психологических травм, снизить тревожность и устранить страхи у детей, освоить навыки релаксации, обрести контроль над ситуацией и собственной жизнью.

Для обеспечения деятельности консультационных пунктов по диагностике состояния ребенка, перенесшего насилие или находящегося в социально опасной семье, будет приобретено и установлено оборудование для проведения «песочной терапии», компьютерная техника.

В консультационных пунктах не менее 500 детей и родителей из семей, находящихся в социально неблагополучном положении, в том числе трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, пострадавших от жестокого обращения, получат экстренную квалифицированную помощь специалистов.

2.6. Организация деятельности игротерапевтических кабинетов для детей, пострадавших от жестокого обращения, на базе 19 учреждений социального обслуживания (реабилитационный центр «Юрьево», социально-реабилитационный центр «Подросток», Кризисный центр, реабилитационный центр «Виктория», Валдайский социально-реабилитационный центр, Боровичский, Демянский, Любытинский, Маловишерский, Мошенской, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Хвойнинский, Чудовский, Шимский социальные приюты) .

120 специалистов из 35 учреждений социального обслуживания области прошли обучение новой технологии «Игровая терапия» в проекте «Внедрение новых социальных технологий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства в работу специалистов социальных учреждений Новгородской области», поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для использования специалистами в работе с детьми полученных знаний и умений в 19 учреждений социального обслуживания (реабилитационный центр «Юрьево», социально-реабилитационный центр «Подросток», Кризисный центр, реабилитационный центр «Виктория», Валдайский социально-реабилитационный центр, Боровичский, Демянский, Любытинский, Маловишерский, Мошенской, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Хвойнинский, Чудовский, Шимский социальные приюты) будут приобретены комплекты специального игрового оборудования для реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавших от насилия. 200 детей и подростков получат доступ к качественным профилактическим и реабилитационным услугам, что будет способствовать преодолению последствий психологических травм и изменению поведения, снизится уровень тревожности, агрессивности, повысится уверенность в себе.

2.7. Создание сенсорных комнат на базе 5 учреждений социального обслуживания населения (реабилитационный центр «Юрьево», Кризисный центр, Демянский, Мошенской, Старорусский социальные приюты).

Организация и проведение на базе 5 учреждений социального обслуживания (реабилитационный центр «Юрьево», Кризисный центр, Демянский, Мошенской, Старорусский социальные приюты) реабилитационных мероприятий с использованием сенсорной комнаты. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у детей, пострадавших от жестокого обращения. За счет музыки, света, цвета значительно легче снять внутреннее напряжение, сосредоточиться на проблеме, провести рефлексию ситуации.

Проведение психоэмоциональной разгрузки с использованием сенсорной комнаты позволит снизить тревожность, восстановить коммуникативные функции в сторону позитивного общения, сформировать мотивацию для полноценной жизнедеятельности, улучшить показатели психического здоровья детей, пострадавших от жесткого обращения.    Услуга будет оказана 700 несовершеннолетним и их родителям: реабилитационный центр «Юрьево» - не менее 500 детей, Кризисный центр - не менее 70 человек, Демянский приют — не менее 40 детей, Мошенской приют — не менее 40 детей, Старорусский приют — не менее 50 детей.

2.8. Организация семейного реабилитационного досуга для 200 семей с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения, из 28 учреждений социального обслуживания населения г. Великий Новгород, Боровичского, Валдайского, Демянского Любытинского Маловишерского Мошенского, Окуловского Парфинского Пестовского, Поддорского, Солецкого, Старорусского, Хвойнинского Чудовского и Шимского районов.

В целях профилактики насилия будет разработаны и реализованы социально-профилактические мероприятия по  организации семейного отдыха для 200 семей с детьми, пострадавших от насилия: организация и проведение совместного оздоровительного отдыха, направленного на восстановление детско-родительских отношений.  Планируется проведение совместных походов как в летний период на велосипедах, так и в зимний - на лыжах. Летом походы будут организованы с ночевками, что позволит организовать не только подготовку обедов, ужинов, но и проведение дискуссий, ролевых игр и т.д.

Реализация социально-профилактических мероприятий посредством организации совместной культурно-досуговой деятельности направлена на приобретение родителями навыков проведения семейных досуговых мероприятий, формирование детьми и родителями навыков неагрессивного поведения, конструктивного межличностного общения, умения справляться со своими эмоциональными проблемами.

Для успешной реализации мероприятий для учреждений социального обслуживания населения будут приобретены лыжные комплекты, велосипеды и другое туристическое оборудование. Также организация реабилитационного досуга детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, будет включать посещение спортивного комплекса «Олимп» (г. Боровичи).

2.9. Организация реабилитационных мероприятий с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения, временно находящимися в реабилитационных центрах и приютах области, с использованием спортивного оборудования (реабилитационный центр «Юрьево», социально-реабилитационный центр «Подросток», реабилитационный центр «Виктория», Любытинский, Маловишерский социальные приюты).

В рамках технологии в 5 учреждениях социального обслуживания (реабилитационный центр «Юрьево», социально-реабилитационный центр «Подросток», реабилитационный центр «Виктория», Любытинский, Маловишерский социальные приюты) будут оборудованы тренажерные залы для организации и проведения оздоровительных занятий.

Занятия в тренажерных залах будут способствовать преодолению эмоционального напряжения, снижению агрессивности и беспокойства, оптимальному развитию двигательных функций, улучшению физического и  психологического здоровья. Более 200 детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, ежегодно будут привлечены к регулярным занятиям физической культурой, которые будут способствовать улучшению позитивного эмоционально-волевого развития и укреплению здоровья. Занятия спортом обеспечат занятость детей и отрыв от социально неблагополучной среды.

2.10. Оказание психологической помощи детям и родителям, пострадавшим от жестокого обращения.

200 детей, нуждающихся в психологической консультации, в том числе пострадавших от насилия, получат квалифицированную помощь специалистов ГОБОУ «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», учреждения социального обслуживания, организации образования.

2.11. Организация социально-медицинской реабилитации детей, подвергшихся жестокому обращению, на базе реабилитационного центра «Юрьево».

В течение года в каждую смену из числа детей, находящихся в реабилитационном центре, будет сформирована целевая группа из 10 человек. Для проведения социально-медицинской реабилитации 100 детей из семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, будет приобретено медицинское оборудование. Данное оборудование будет использоваться для лечения последствий жестокого обращения с детьми, таких как  неврозы, реактивные и астенические состояния, нарушения ночного сна, ночное недержание мочи, повышенная эмоциональная и сосудистая реактивность.

3. Разработка и внедрение эффективных методик, программ, новых технологий по работе с семьями по профилактике насилия в отношении детей, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения.

3.1. Разработка и внедрение технологии «Куратор» на базе 7 учреждений социального обслуживания населения (Любытинский, Мошенской, Хвойнинский, Демянский, Солецкий, Маловишерский, Валдайский районы).

В первый год технологии «Куратор» по профилактике насилия в отношении детей внедряется на базе 4 учреждений социального обслуживания (Любытинский, Мошенской, Хвойнинский, Демянский центры социальной помощи семье и детям).

На заседаниях КДНиЗП при рассмотрении дел подростков выявляются несовершеннолетние, совершающие правонарушения. Члены  комиссии принимают решение о разработке и утверждении индивидуального плана реабилитации семьи и ребенка. Ответственным за реализацию плана реабилитации назначается куратор из членов комиссии, в обязанности которого входит координация и контроль за выполнением мероприятий плана. Непосредственно составлением реабилитационного плана мероприятий и его реализацией занимается специалист базового учреждения, привлекая к решению проблем ребенка специалистов организаций образования и учреждений здравоохранения, инспекторов по делам несовершеннолетних. Результаты работы с семьей по данной программе  обсуждаются на заседании КДНиЗП.

При внедрении технологии «Куратор» в 4 базовых учреждениях планируется патронатное сопровождение 30 подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.

На второй год реализации Подпрограммы технология «Куратор» будет внедрена в работу 3 учреждений Солецкого, Маловишерского, Валдайского районов. 

3.2. Разработка и внедрение на базе учреждений социального обслуживания населения  технологии «Круг заботы».

В первый год реализации Подпрограммы технология  «Круг заботы» внедряется на базе 5 учреждений социального обслуживания: социально-реабилитационный центр «Подросток», Любытинский центр социальной помощи семье и детям, Маловишерский, Мошенской, Окуловский социальные приюты.

Ведущий (специалист) круга, используя в своей работе восстановительные программы и ресурсы социального окружения (привлечение к решению проблемы ребенка людей,  значимых для него) конкретной семьи, организует работу так, что каждый участник круга берет на себя обязательства по оказанию помощи ребенку, находящемуся в центре круга. Участвующие в круге, значимые для ребенка люди, способствуют восстановлению семейных отношений и сокращению количества случаев жесткого обращения с детьми в 120 семьях, разрешению конфликтов и проблем с участием детей, укреплению семейных связей, взаимодействию с социальным окружением.

На второй год реализации Подпрограммы планируется внедрение технологии «Круг заботы» на базе 4 учреждений социального обслуживания (Парфинский, Пестовский, Поддорский, Солецкий социальные приюты).

3.3. Внедрение технологии «Седьмая дверь», направленной на работу с детьми из семей, родители в которых злоупотребляют алкоголем, на базе 8 учреждений социального обслуживания населения (Великий Новгород, Боровичский, Старорусский, Валдайский, Хвойнинский, Любытинский, Маловшерский).

В первый год реализации Подпрограммы технология «Седьмая дверь» внедряется на базе 4 учреждений социального обслуживания (Новгородский, Боровичский центры социальной помощи семье и детям, Старорусский социальный приют, Валдайский социально-реабилитационный центр).

Обучение подростков противостоять негативному влиянию асоциальной семье и среде способствует сокращению случаев жесткого обращения в семье, преодолению созависимости детей из семей алкоголиков. В 4 учреждениях социального обслуживания  (приюты) будет организована работа групп детей из семей, родители в которых злоупотребляют алкоголем (6 — 8 человек). Обученными специалистами будет проведено 12 занятий по 2 часа для каждой группы. Результатом проведенных занятий для 25 детей станет преодоление социальной беспомощности, чувства бессилия, повышение самооценки и умение обеспечить собственную безопасность в социально неблагополучной среде.

На второй год реализации Подпрограммы планируется внедрение технологии «Седьмая дверь» на базе 4 учреждений социального обслуживания (социально-реабилитационный центр «Подросток», Хвойнинский социальный приют, Любытинский, Маловшерский центры социальной помощи семье и детям).

3.4. Создание ресурсной службы на базе ОАУ «Методический центр» по внедрению в деятельность учреждений социального обслуживания населения новых социальных технологий.

На базе ОАУ «Методический центр» будет создана ресурсная служба по распространению новых социальных технологий, изданию и распространению информационных материалов по профилактике  жестокого обращения с детьми . Для организации деятельности ресурсной службы и координации работы специалистов учреждений социального обслуживания будет приобретено: компьютерная и оргтехника, мультимедийное и другое дополнительное оборудование.

Специалистами ресурсной службы будет разработан стандарт услуги «Выявление случаев насилия или жестокого обращения с несовершеннолетними и организация работы с ним», проведено 10 информационных семинаров по внедрению новых технологий для 100 специалистов из 25 учреждений социального обслуживания, участвующих в реализации мероприятий Подпрограммы; организованы  10 консультаций-супервизий по внедряемым технологиям. Данное мероприятие позволит сформировать полноценную систему подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, организовать распространение и внедрение передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших от насилия.

Специалистами ресурсной службы будут созданы информационные банки эффективных методик и технологий работы, используемых учреждениями учреждениям социального обслуживания.

С целью создания атмосферы нетерпимости к насилию в обществе и повышения уровня информированности населения о правилах безопасности для несовершеннолетних, правах ребенка, ответственности за действия, направленные против детей, о необходимости своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми и возможностях помощи таким детям и семьями будут изданы и распространены в организациях образования, учреждениях социального обслуживания населения  информационные материалы по профилактике жестокого обращения с детьми (буклеты, листовки, флайеры).

Реализация запланированных в этой части программы мероприятий будет способствовать успешной социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, включая социальную интеграцию, физическую и психологическую реабилитацию. Доступ к качественным профилактическим и реабилитационным услугам будет способствовать преодолению социальной беспомощности, чувства бессилия, повышению самооценки, преодолению последствий жестокого обращения, изменению поведения, оздоровлению. Это окажет влияние на сокращение случаев жесткого обращения с детьми в кругу сверстников, школе, приютах. Специалисты учреждений социального обслуживания Великого Новгорода и районов области получат теоретические и практические навыки по  использованию новых технологий по профилактике жестокого обращения с ребенком и оказание квалифицированной помощи жертвам насилия.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, и членов их семей.

4.1. Организация обучения специалистов по программе «Ребенок в кризисной ситуации: технологии комплексной психолого-педагогической помощи».

Проведение семинаров, тренингов для специалистов учреждений социального обслуживания по программе «Ребенок в кризисной ситуации: технологии комплексной психолого-педагогической помощи» (обучающий курс привлеченного специалиста РГПУ им. А.И. Герцена). В процессе обучения будет осуществляться теоретическая и практическая подготовка специалистов-тренеров консультативной форме работы с психологическими проблемами детей, пострадавших от жестокого обращения.

55 специалистов, обученные методам оказания социально-психологической помощи в случае жестокого обращения, передадут свой новый приобретенный опыт 80 работникам  социальных учреждений. В результате в 20 учреждениях социального обслуживания и 15 учреждениях образования будут созданы профессиональные команды по оказанию социально-психологической помощи в случаях жестокого обращения с детьми.

4.2. Организация обучающего курса по подготовке специалистов по внедрению новой технологии «Развивающий диалог» на базе 5 учреждений социального обслуживания (ОАУ «Методический центр», Валдайский социально-реабилитационный центр, Боровичский,  Демянский, Старорусский социальные приюты).

Обучение специалистов социальных учреждений технологии «Развивающий диалог» проведет один из ее авторов и разработчик Е.Н. Чеснокова (в прошлом преподаватель РПГУ имени Герцена) с курсом «Базовый курс по развивающему диалогу». На базе 5 учреждений социального обслуживания (ОАУ «Методический центр», Валдайский социально-реабилитационный центр, Боровичский, Демянский, Старорусский социальные приюты) будут сформированы 5 групп специалистов этих и других учреждений по 10 — 12 человек. Продолжительность курса 24 часа. В результате обучения не менее 50 - 60 специалистов из учреждений социального обслуживания Великого Новгорода и районов области получат теоретические и практические навыки по внедрению технологии, способствующей преодолению социальной беспомощности детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и социально опасном положении.

Данная технология предусматривает проведение комплекса мероприятий с подростком,  цель которых - принятие им ответственности за свою жизнь во всех ее сферах, повышение уверенности в себе, умение защитить себя и отличить опасные ситуации для себя от безопасных.

Специалисты ресурсной службы в ОАУ «Методический центр» окажут поддержку специалистам учреждений, внедряющим новые технологии.

4.3. Проведение «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам социальной поддержки семей с детьми, профилактики безнадзорности несовершеннолетних, жестокого обращения с несовершеннолетними.

Повышение уровня профессиональной компетенции специалистов.

5. Разработка и внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе безработных родителей, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых.

5.1. Разработка и внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе безработных родителей,  в 4 учреждениях социального обслуживания населения (Новгородский центр социальной помощи семье и детям, Кризисный центр, Боровичский центр социальной помощи семье и детям, Валдайский социально-реабилитационный центр).

Мобильная служба «Новая жизнь» реализуется на базе ОБУСО «Кризисный центр помощи женщинам» в рамках долгосрочной областной целевой программы «Семья и дети» на 2011 — 2013 годы при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа службы направлена на своевременное реагирование и решение проблем родителей, страдающих алкогольной зависимостью, оказание экстренной социальной поддержки. Специалистами службы «Новая жизнь» была организована работа по избавлению от алкогольной зависимости методом убеждения на базе учреждений социального обслуживания Великого Новгорода, Боровичского, Валдайского районов, Демянского, Любытинского, Маловишерского, Мошенского Окуловского, Парфинского. Солецкого, Старорусского, Хвойнинского и Холмского муниципальных районов. В учреждениях социального обслуживания Боровичского и Валдайского районов сформированы клубы из числа родителей, прошедших реабилитацию, они объединяют 28 родителей, для которых проводятся мероприятия, тренинги, деловые игры.

В области имеется положительный опыт медикаментозного лечения родителей, страдающих алкогольной зависимостью в медицинских учреждениях. Организовано сотрудничество учреждений социального обслуживания с ГОБУЗ «Катарсис».

На базе ОАУ «Методический центр» будет организовано обучение специалистов 4 базовых учреждений социального обслуживания населения (Новгородский центр социальной помощи семье и детям, Кризисный центр, Боровичский центр социальной помощи семье и детям, Валдайский социально-реабилитационный центр) по работе с родителями, страдающими алкогольной зависимостью, в том числе безработных родителей, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых.  Привлеченные специалисты ГОБУЗ «Катарсис» (врач-нарколог и врач-психотерапевт) проведут 2 сессии по обучению и  очные индивидуальные консультации 12 специалистов.

На основе имеющегося опыта работы и с использованием технологий, внедряемых в работу, специалистами ОАУ «Методический центр» будет разработана комплексная модель медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе безработных родителей, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых.

На базе 4 учреждений социального обслуживания будут сформированы целевые группы из 10 — 15 родителей, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе и безработных родителей. Совместно с психиатром, наркологом и психологом специалист по социальной работе учреждения социального обслуживания участвует в проведении психокоррекционных воздействий, усиливая эффект лечебных мероприятий, в рамках которых оказывается помощь в трудоустройстве, решении социально-бытовых проблем, восстановлении семейных и социальных связей, консультирование по социально-правовым вопросам или организация консультаций у соответствующих специалистов, помощь в оформлении документов, участие в разработке и реализации альтернативных программ в системе терапевтических и реабилитационных мероприятий.

 Эффективная реабилитация лиц, страдающих пагубным влечением к алкоголю, будет осуществляться на основе конструктивного постоянного взаимодействия медицинских структур, организаций образования, центров занятости, учреждений социальной защиты населения.

Оказание комплексной медико-социальной помощи позволит восстановить воспитательный потенциал семьи, мотивировать родителей на изменение образа жизни и осознание ценности своих детей, что будет способствовать сокращению числа случаев лишения родительских прав и направлено на профилактику жестокого обращения с детьми.

5.2. Оказание адресной социальной помощи детям из семей, находящихся в  социально опасном положении, а также семей, где один или оба родителя являются безработными.

Создание благоприятных условий для жизнеобеспечения семей,  в которых один или оба родителя являются безработными, а также семьям, находящимся в социально опасном положении. Оказание адресной поддержки семей Фондом «Сохрани жизнь».

5.3. Организация бесплатного питания детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Ежедневное обеспечение 500 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, горячим питанием с участием НРОООО «Российский Красный Крест».

6. Организация правового просвещения и распространение информации для граждан о правах ребенка, формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предотвращения преступных посягательств, а также возможностях получения помощи  с привлечением волонтеров, общественных движений и бизнес-структур.

6.1. Создание межведомственного информационно-просветительского портала «Вместе для детей».

Создание в информационно-телекоммуникационной сети Интернет межведомственного информационно-просветительского портала «Вместе для детей» для взаимодействия всех участников системы профилактики. Содержание портала: интерактивная карта социальных услуг Новгородской области, консультационные услуги онлайн, режим обратной связи (форум, чат, электронная почта), горячая линия, возможность оказать адресную помощь, онлайн возможность сообщить об угрозе насилия, дистанционные уроки, курсы, конкурсы, акции и другое.

Для сопровождения портала, оказания экстренной помощи семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшими от насилия, информирование граждан о предоставляемых учреждениями социального обслуживания и организациями образования социальных услугах. будет приобретена компьютерная техника для специалистов 5 учреждений.

Деятельность портала направлена в том числе на своевременное выявление детей, пострадавших от жестокого обращения.

6.2. Организация и проведение межрегионального семинара-совещания «Лучшие практики профилактики и оказания психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, в том числе от сексуального насилия».

С целью представления и содействия распространению инновационных социальных технологий и методик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавших от жестокого обращения и сексуального насилия, повышения профессионального уровня руководителей и специалистов сферы поддержки детей, улучшению качества оказания услуг детям и семьям с детьми в Новгородской области будет проведен региональный семинар-совещание «Лучшие практики профилактики и оказания психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, в том числе от сексуального насилия», на котором будут представлены результаты программной и проектной деятельности учреждений социального обслуживания населения и иных ведомства, принимающих участие в реализации мероприятий данного направления.

Для передачи межрегионального опыта будут приглашены специалисты из Мурманска, Петрозаводска, Ленинградской области и Владимира).

6.3. Организация и проведение ежегодной акции  «Территория без жестокости к детям» для детей учреждений социального обслуживания, в том числе и детей, пострадавших от жестокого обращения .

В целях профилактики жестокого обращения с детьми, пропаганды недопустимости жестокого обращения со сверстникам проводится ежегодная акция «Территория без жестокости к детям» с участием детских коллективов учреждений социального обслуживания и организаций образования (не менее 300 детей). Акция направлена на вовлечение детей, в том числе пострадавших от насилия и жестокого обращения, в гуманистическую акцию, направленную на предотвращение жестокого обращения с детьми, со сверстниками.

В рамках мероприятия будут проведены конкурсы плакатов, рисунков, театрализованных представлений, видеороликов по заданной тематике.

Для организации и проведения акции будет приобретен комплект звукового оборудования и плоттер для печати плакатов и информационных материалов, которые будут использоваться в дальнейшем для проведения ежегодных семинаров-совещаний по внедрению инновационных технологий в работу учреждений социального обслуживания, а также других мероприятий для детей и с участием детей.

6.4. Информирование населения (интернет-сайты, публикации в газетах, видеоролики, телевидение) о возможностях получения детьми и семьями с детьми социальных услуг.

С целью пропаганды ненасильственных отношений в семье и обществе на Новгородском областном телевидении будут транслироваться видеоролики о недопустимости жестокого обращения с детьми, о возможности обращения в службу экстренной психологической помощи «Телефон «Доверия».

Для повышения уровня информированности населения об услугах учреждений социального обслуживания, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми и реабилитацию пострадавших детей, будет размещена информация на сайтах ОАУ «Методический центр», Кризисный центр помощи женщинам, СРЦ «Подросток», РЦ «Юрьево», РЦ «Виктория» и других учреждений социального обслуживания и опубликовано не менее 3 статей в год в средствах массовой информации Новгородской области.

На сайтах департамента соцзащиты, учреждений социального обслуживания будет размещена информация для населения о признаках и формах насилия над детьми, ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей и способах помощи детям, пострадавшим от насилия. 

Освещение наиболее значимых событий, проходящих на территории области, посвящённых проблемам семьи, в информационных выпусках автономной некоммерческой организации «Новгородское областное телевидение».

Размещение социальной рекламы, направленной на укрепление авторитета семьи, профилактику семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми.

6.5. Проведение в организациях образования цикла бесед для родителей «Права ребенка — права гражданина».

С целью правового просвещения родителей и обеспечения для детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жесткого насилия, на родительских собраниях в образовательных организациях будет проведен цикл бесед «Права ребенка — права гражданина». Родители будут ознакомлены с уголовной и административной ответственностью за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей.

6.6. Проведение акций  по профилактике жестокого обращения с детьми, распространение листовок и буклетов в детских оздоровительных лагерях.

Более 4000 детей и подростков, а также их родители познакомятся с  Конвенцией по правам ребенка, приобретут знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях в социальной среде, что позволит сформировать у ребенка умение реагировать на факты проявления насилия над ним. На занятиях будут продемонстрированы социальные видеоролики по профилактике жестокого обращения с детьми и распространены листовки и буклеты. Данные мероприятия направлены на улучшение межличностных отношений родителей и детей в семьях, сокращение случаев жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в школе  и иных учреждениях для детей.

6.7. Проведение курса занятий «Прикоснись ко мне добротой», направленного на профилактику жестокого обращения со сверстниками, в образовательных организациях и учреждениях социального обслуживания.

В рамках курса «Прикоснись ко мне добротой», направленного на профилактику жестокого обращения со сверстниками, правовое просвещение подростков,  в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания социальным педагогом совместно с инспектором ПДН будет проведено не мене 2 занятий в месяц (в каждом учреждении). В ходе проводимых бесед, лекций подростки получат информацию о правах ребенка, о нарушении прав другого человека, ответственности за нарушение прав, о правилах безопасного поведения, а также получат  информационные листовки.

6.8. Привлечение  студентов,  волонтеров к проведению мероприятий, направленных на формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям, повышение информированности детей о возможностях и правилах безопасного поведения.

40 студентов НовГУ и педагогического колледжа, 10 волонтеров НРОООО «Российский Красный Крест» будут привлечены к проведению акций, флеш-мобов, общественных мероприятий по просвещению подростков о правах ребенка, недопустимости жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения,  мероприятий в учреждениях социального обслуживания и организациях образования по оказанию первой помощи  жертвам насилия, пропаганде здорового образа жизни (распространение листовок, флайеров, проведению мероприятий в учебных организациях и др.).

 

IV. Управление Подпрограммой и контроль за ходом ее реализации

 

            Департамент социальной защиты населения Новгородской области организует реализацию Подпрограммы, несет ответственность за ее результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Подпрограммы финансовых средств.

В ходе реализации Подпрограммы департамент соцзащиты:

определяет формы и методы управления реализацией Подпрограммы;

осуществляет координацию деятельности соисполнителей Подпрограммы по реализации мероприятий;

в случае необходимости инициирует внесение изменений в мероприятия Подпрограммы, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством - в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом;

выполняет функции государственного заказчика в пределах своих полномочий и сферы ответственности.

Исполнители Подпрограммы предоставляют в департамент соцзащиты отчеты о выполнении мероприятий Подпрограммы до 10 июля текущего года и до 01 февраля года, следующего за отчетным.

Департамент соцзащиты до 20 июля текущего года и до 01 марта года, следующего за отчетным, готовит полугодовой и годовой отчеты о ходе реализации Подпрограммы, обеспечивает их согласование с заместителем Губернатора Новгородской области, организующим взаимодействие органов исполнительной власти Новгородской области по вопросам социальной защиты населения области, физической культуры и спорта, государственной регистрации актов гражданского состояния, предоставления мер государственной социальной поддержки населению области в соответствии с действующим законодательством, и направляет в комитет Правительства Новгородской области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области.

Мониторинг хода реализации государственных программ осуществляет комитет Правительства Новгородской области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области. Результаты мониторинга и оценки выполнения целевых показателей ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, докладываются первому заместителю Губернатора Новгородской области.

Грантополучателем является ОАУ «Методический центр».

 

V. Ресурсное обеспечение программы

 

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд) (по согласованию), других внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством.

Прогноз затрат на реализацию Программы в ценах соответствующих лет за счет средств всех источников финансирования составляет 87360 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета – 63400 тыс. рублей, в средств Фонда - 19960 тыс. рублей, внебюджетные источники — 4000 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий носит прогнозный характер, подлежит уточнению в установленном порядке.

Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы по годам

представлены в таблице:

 

Источник финансирования

2014 год

2015 год

Всего

Областной бюджет

31700 тыс. руб.

31700 тыс. руб.

63400 тыс. руб.

Внебюджетные средства (по согласованию)

2000 тыс.руб.

2000 тыс.руб.

4000 тыс.руб.

Средства Фонда (по согласованию)

9968,97 тыс.руб.

9968,97 тыс.руб.

19937,94 тыс. руб.

Итого

43668,97 тыс.руб.

43668,97 тыс.руб.

87337,94 тыс.руб.

 

Выполнение поставленных задач и достижение запланированных результатов реализации Подпрограммы связано с возникновением и преодолением различных рисков при ее реализации.

Управление рисками настоящей Подпрограммы осуществляется ответственным исполнителем на основе регулярного мониторинга ее реализации, оценки результативности и эффективности и включает в себя:

предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности их наступления и степени их влияния на достижение запланированных результатов Подпрограммы;

текущий мониторинг повышения (снижения) вероятности наступления рисков;

планирование и осуществление мер по снижению вероятности наступления рисков;

в случае наступления рисков планирование и осуществление мер по компенсации (уменьшению) негативных последствий наступивших рисков.

Применительно к настоящей Подпрограмме вся совокупность рисков разделена на внешние риски и внутренние риски.

Наиболее значимые риски, основные причины их возникновения, перечни предупреждающих и компенсирующих мероприятий приведены ниже.

Риски

Основные причины возникновения рисков

Предупреждающие мероприятия

Компенсирующие мероприятия

Внешние риски

Правовые

Изменение действующих нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне, влияющих на условия реализации государственной программы, Подпрограммы

Мониторинг изменений законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения

Корректировка областного законодательства

 

Корректировка государственной программы

 

Корректировка Подпрограммы

Макро-экономи-ческие (финан-совые)

Неблагоприятное развитие экономических процессов в целом по Российской Федерации, приводящее к

выпадению доходов областного бюджета или увеличению расходов и, как следствие, к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств на реализацию мероприятий Подпрограммы

Привлечение средств на реализацию мероприятий  Подпрограммы из федерального бюджета, внебюджетных источников

 

Мониторинг результативности мероприятий Подпрограммы и эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реализацию Подпрограммы

 

Рациональное использование имеющихся финансовых средств (обеспечение экономии бюджетных средств при осуществлении государственного заказа в рамках реализации мероприятий Подпрограммы)

Корректировка  Подпрограммы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между наиболее приоритетными (связанных с обеспечением установленных мер социальной поддержки и социального обслуживания населения) направлениями Подпрограммы, сокращение объемов финансирования менее приоритетных направлений Подпрограммы

Внутренние риски

Организационные

Недостаточная точность планирования мероприятий и прогнозирования значений показателей Подпрограммы

Составление годовых планов реализации мероприятий Подпрограммы государственной программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения

 

Мониторинг результативности мероприятий Подпрограммы  и эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реализацию Подпрограммы

 

Размещение информации о результатах реализации мероприятий Подпрограммы на сайте департамента в информационно-коммуникационной сети «Интернет»

 

Составление плана государственных закупок, формирование четких требований к закупаемым товарам, услугам (работам), к их поставщикам (исполнителям)

Корректировка плана мероприятий Подпрограммы  и значений показателей реализации Подпрограммы, замена непосредственных исполнителей (соисполнителей) мероприятий Подпрограммы

 

Применение штрафных санкций к поставщикам (исполнителям), определенным по результатам размещения государственного заказа, при необходимости– замена исполнителей мероприятий

Ресурсные (кадровые)

Недостаточная квалификация специалистов, исполняющих мероприятия Подпрограммы

Назначение постоянных ответственных исполнителей с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий Подпрограммы

 

Повышение квалификации исполнителей мероприятий Подпрограммы (проведение обучений, семинаров, обеспечение им открытого доступа к методическим и информационным материалам)

 

Привлечение к реализации мероприятий Подпрограммы представителей различных общественных организаций

Ротация или замена исполнителей (соисполнителей) мероприятий Подпрограммы

 

Для обеспечения устойчивости результатов мероприятий Подпрограммы в учреждениях социального обслуживания, образования и здравоохранения будет продолжено оказание психологической помощи и проведение медицинских реабилитационных мероприятий, направленных на психологическое и физическое оздоровление детей, пострадавших от жестокого обращения, а также своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях семейного неблагополучия, оказание экстренной психологической и медицинской помощи, профилактику и предотвращение случаев жестокого обращения с детьми.

Разработанная и внедренная в работу 3 базовых учреждений социального обслуживания комплексная модель медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе безработных родителей, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых, программа патронатного сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении,  «Куратор» предполагают их дальнейшее распространение на  учреждения социального обслуживания Новгородский области. Разработанный алгоритм межведомственного взаимодействия позволит реализовать внедрение указанных модели и программы на территории Новгородской области в учреждения различной ведомственной направленности.

В учреждениях социального обслуживания прошедшими обучение специалистами будет продолжена работа по внедренным в рамках реализации мероприятий Подпрограммы технологий «Развивающий диалог», «Ребенок в кризисной ситуации», «Круг заботы», «Седьмая дверь». Будет продолжена работа кабинетов психологической помощи с использованием метода «песочной терапии» и «недирективной игровой терапии», продолжатся занятия в оборудованных сенсорных комнатах по психологической разгрузке  детей и женщин, пострадавших от жестокого обращения, а также занятия в игровых комплексах, тренажерных залах, на игровых площадках и компьютерных классах.

 

VI. Оценка эффективности

и социально-экономических последствий реализации Подпрограммы

 

№ п/п

Задача Подпрограммы

Количественные показатели реализации Подпрограммы

Качественные показатели реализации Подпрограммы

1

Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия

 

снижение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, с 349 до 330;

снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, с 39 до 30.

Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях семейного неблагополучия,

оказание экстренной психологической и медицинской помощи, профилактика и предотвращение случаев жестокого обращения с детьми.

2

Обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших детей, семей, в которых произошли такие случаи

снижение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера, с 337 до 320;

формирование правовой грамотности у 8000 детей, подростков, родителей – участников мероприятий, направленных на профилактику насилия и жестокого обращения с детьми;

увеличение удельного веса семей, получивших социальные услуги в органах и учреждениях социального обслуживания, в общей численности семей с детьми с 26% до 27%.

Экстренная психологическая помощь и успешная социально-психологическая реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, включая социальную интеграцию, физическую и психологическую, социально-медицинскую реабилитацию несовершеннолетних лиц – жертв преступлений сексуального характера, а также их близких родственников.

Дети и подростки получат доступ к качественным профилактическим и реабилитационным услугам.

3

Разработка и внедрение эффективных методик, программ, новых технологий по работе с семьями по профилактике насилия в отношении детей

 

снижение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера, с 337 до 320;

увеличение численности детей, подростков, родителей – участников мероприятий, направленных на профилактику насилия и жестокого обращения с детьми с 4000 до 6000;

увеличение удельного веса семей, получивших социальные услуги в органах и учреждениях социального обслуживания, в общей численности семей с детьми с 26% до 27%.

Внедрение инновационных социальных технологий, направленных работу с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении и  трудной жизненной ситуации, и профилактике насилия в отношении детей.

4

Повышение уровня профессиональной  компетентности специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики жестокого обращения

увеличение доли специалистов, работающих с семьями и детьми и прошедших обучение, от общей численности специалистов с 22% до  25%.

Теоретическая и практическая подготовка специалистов консультативной форме работы с психологическими проблемами детей, пострадавших от жестокого обращения, по внедрению новых технологий. Создание профессиональных команд по оказанию социально-психологической помощи в случаях жестокого обращения с детьми.

5

Внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающей алкогольной зависимостью, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых, и детей из этих семей

внедрение в 3 учреждениях социального обслуживания комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе безработных родителей;

снижение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера, с 337 до 320;

снижение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, с 349 до 330;

снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, с 39 до 30.

Комплексная медико-социальная помощь родителям, страдающим алкогольной зависимостью, в том числе безработным родителям, членам их семей.

Эффективная реабилитация лиц, страдающих пагубным влечением к алкоголю.

6

Организация правого просвещения и распространение информации для граждан о правах ребенка, формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предотвращения преступных посягательств

снижение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера, с 337 до 320; 

увеличение численности детей, подростков, родителей – участников мероприятий, направленных на профилактику насилия и жестокого обращения с детьми с 4000 до 6000;

увеличение удельного веса семей, получивших социальные услуги в органах и учреждениях социального обслуживания, в общей численности семей с детьми с 26% до 27%.

Создание атмосферы нетерпимости к насилию в обществе и повышение уровня информированности населения  о правилах безопасности для несовершеннолетних, правах ребенка, ответственности за действия, направленные против детей, о необходимости своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми и возможностях помощи таким детям и семьями.

Правовое просвещение родителей и обеспечение для детей безопасного и комфортного семейного окружения.

Улучшение межличностных отношений родителей и детей в семьях, сокращение случаев жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в школе  и иных учреждениях для детей.

 

Значения индикаторов (показателей), характеризующих достижение в ходе реализации Подпрограммы целей и ожидаемых конечных результатов программы Фонда, представлены в Приложении № 8 «Индикаторы (показатели) оценки эффективности реализации программы Фонда».

 

VII. Механизм получения средств Фонда

 

Грантополучатель средств Фонда: областное автономное учреждение «Новгородский методический центр развития социального обслуживания населения и предоставления социальных выплат» (сокращенное наименование — ОАУ «Методический центр»).

Юридический адрес: 173001, г. Великий Новгород, Мининский переулок, д. 5, тел./факс (88162) 77-23-40, e-mail: vnmetodcentr@mail.ru.

Директор – Семенова Светлана Викторовна, тел. (88162) 77-58-02.

Гл. бухгалтер – Кудрявцева Елена Владимировна, тел. (88162) 77-23-40.

получатель: УФК по Новгородской области (ОАУ «Методический центр» л/с 30506Ч18070)

ИНН 5321142856                 КПП 532101001

ОГРН 1105321005723          БИК 044959001

ОКПО  66527192                 ОКАТО 49401000000         

ОКВЭД 85.32

р/с 40601810600001000001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области

код вида доходов бюджета  00000000000000000180

В рамках реализации мероприятий Подпрограммы грантополучатель закупает транспортные средства и оборудование, предусмотренное в Подпрограмме, и передает учреждениям социального обслуживания, участвующим в Подпрограмме. Учреждения ставят на баланс передаваемые транспортные средства и оборудование.

Также грантополучатель организует обучение специалистов учреждений социального обслуживания.

Грантополучатель отчитывается перед Фондом по своевременному и полному освоению выделенных денежных средств.

 

 

Подпись и расшифровка подписи

представителя Заявителя:

________________ ( _____________ )

 

Дата: «___» ____________  2013 г.

Интерактивная Карта учреждений области

Межведомственный портал «Вместе для детей»

Областное автономное учреждение "Новгородский областной центр развития социального обслуживания населения"

Адрес:  173003, Великий Новгород, Великая ул., д.8
Факс: 8 (8162) 77-22-04, 77-24-28
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Заказать звонок

Отправить